Хочу поделиться

Уважаемые коллеги!
Надеюсь, наша совместная работа будет довольно продуктивной, и на данной странице мы сможем делиться cсылками на свои материалы.
Для публикации необходимо отправить заявку по адресу supolkanastaunikau@gmail.com

До связи!
 Удачи!

ВНИМАНИЕ!

Размещая материал, Вы гарантируете, что: 

· работа выполнена лично Вами или Вы являетесь соавтором (научным руководителем); 

· по данной работе у Вас нет обязательств перед третьими лицами, препятствующих размещению материалов на страницах  блога; 

· все цитирования, приведенные в работе, имеют ссылки на библиографические источники; 

· материалы, не имеющие ссылок на какие-либо источники, являются авторскими; 

· фотографии и авторские материалы несовершеннолетних размещены с согласия их родителей.


 

 Загадны лад

      Школьныя настаўнікі валодаюць уладай, пра якую прэм’ер-міністры могуць толькі марыць.
      Уінстан Чэрчыль, афарызмы якога не перастаюць здзіўляць вастрынёй і трапнасцю азначэнняў, не абмінуў і такую, здавалася б, далёкую ад палітыкі галіну чалавечай дзейнасці, як педагогіка.
      А хітраваты палітык, нягледзячы на ўяўную адыёзнасць такога меркавання, быў зусім не далёкі ад ісціны. І першаадкрывальнікам у гэтым пытанні не стаў. Яшчэ ў старажытнасці людзі ведалі, што выхаванне, закладзенае ў свядомасць школай, вызначае не толькі светапогляд маладога чалавека, але і яго характар, лёс і ўсё тое, што спадарожнічае гэтаму. Чэрчыль жа, які пастаянна сутыкаўся з праціўнікамі і крытыкамі сваёй палітыкі, проста зайздросціў аўтарытэту школьнага настаўніка.
      Ну што ж, сцвярджэнне Чэрчыля пра тое, што школьныя настаўнікі надзелены ўладай большай, чым палітыкі, не пазбаўлена падстаў. Аднак брытанскі прэм’ер-міністр у сваім выказванні сарамліва змоўчаў пра тое, якой уладай валодаюць палітыкі ў дачыненні да школьнага настаўніка, вымушанага ажыццяўляць сваю работу ў рамках законаў і правіл, зацверджаных імі ж. Далей



E-LEARNING – СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД, МЕНЯЮЩИЙ ЛАНДШАФТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ
В. И. Кот,
кандидат педагогических наук,
гимназия № 1 г. Ивье, учитель математики

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников [2, с. 215-219].
Когда мы говорим о новом обучении, о новом образовании, то подразумеваем не только современные технологии обучения, но и те изменения, которые стоят за их появлением. Доктор Кейс Терлоу (Saxion University of Applied Sciences, Голландия), эксперт в области профессиональной подготовки преподавателей, а также методологии проектирования обучения и исследований развития образовательных систем, выделяет следующие десять современных трендов, меняющих ландшафт образовательного дизайна и технологий, а также связанные с ними методические задачи и вызовы, которые стоят перед учебными заведениями.
Первый тренд стремление улучшить качество обучения и его результаты (performance improvement). Мы много говорим о методике обучения, об усвоении знаний, но должен быть заметен и эффект, отдача от образования. И здесь не последнюю роль играет качество методов преподавания, которые в современных реалиях приходят в образование из самых разных областей. Так, например, все чаще используемое сегодня наставничество (mentoring) пришло из сферы кадрового менеджмента. Вторая актуальная тенденция в сфере образования получила название «конструктивизм». Конструктивистский подход к современному образованию подразумевает, прежде всего, актуализацию обучения. То есть преподавание должно ориентироваться на уже имеющиеся у учащихся знания и навыки, но ставить перед ними более сложные задачи. Третий тренд, как и первый, пришел в образование из сферы корпоративного менеджмента. Речь идет об управлении знаниями. Преподаватель при работе с учащимися должен организовать систему сбора, хранения и обмена важной информацией, а также экспертными знаниями. Педагоги должны постоянно контактировать друг с другом, делиться своими наработками и выводами, развиваться в рамках своей профессиональной среды. Четвертая тенденция связана с необходимостью создания системы поддержки качества образования (performance support), обеспечивающей ее участникам различные уровни доступа к информации тогда, когда это необходимо. Так, для преподавателей могут быть созданы различные системы поддержки проектирования обучения, включая инструменты для правильной постановки целей, организации лекций, создания тестов. К примеру, есть специальная программа, которая сама сформулирует цели и задачи факультативного курса после того, как преподаватель ответит на все ее вопросы. Пятая тенденция  связана с тем, что в сфере образования день ото дня становятся все популярнее технологии e-learning. И сегодня любая гимназия или лицей, если они хотят идти в ногу со временем, должны задуматься о встраивании в учебный процесс инструментов обучения онлайн. Речь идет не о замене преподавателя компьютером, но о разумном использовании новых технологий. Если учащийся по болезни или  по какой-то другой причине пропустил определенную тему по предмету, преподаватель может предложить ему пройти эту тему онлайн. А бывает так, что в классе появляются очень одаренные учащиеся, и для них тоже можно организовать специальные онлайн-курсы, выходящие за рамки стандартного учебного плана. Шестой тренд можно обозначить как «обучение в неформальной обстановке» (informal learning). Неформальное обучение представляет собой неофициальные, незапланированные, подчас спонтанные способы получения знаний и навыков. Как подсчитали исследователи, 68% сотрудников компаний отмечают, что частенько получают важные знания по e-mail. А 42%  работающих утверждают, что много нового узнают из «неформальных дискуссий»… И хотя такое обучение обычно происходит на рабочем месте, гимназии и лицеи могли бы перенять некоторые полезные «рабочие» практики. Например, можно организовать неформальные встречи преподавателей и учащихся с дискуссиями и обменом мнениями за чашечкой чая. Седьмой тренд современного образования — это социальные медиа. Facebook и Twitter прочно вошли в нашу жизнь. Блоги, Wiki, подкасты, социальные закладки и даже Youtube — все это можно и нужно использовать в обучении. К примеру, блоги хорошо встраиваются в образование как средство обратной связи преподавателя и учащихся. А в Youtube можно сделать и продемонстрировать учащимся какой-нибудь урок. Введение в обучение образовательных игр является восьмым трендом современности. Серьезные образовательные игры создаются для самых разных учебных областей. Существует, например, игра, которая имитирует процесс изменения климата, или медицинская игра по решению проблемы лишнего веса, есть экономические игры вроде «как открыть свой бизнес», или игры, где можно сражаться на арене мировой дипломатии. Конечно, подобные игры являются лишь еще одним образовательным средством, преподаватель к ним должен подходить  критически и четко понимать, зачем он встраивает в учебный курс ту или иную игру. Девятый тренд затрагивает довольно узкую сферу образования, он связан с методикой преподавания естественных наук (learning sciences). Преподаватель не должен упускать из внимания основополагающие концепции и понятия, но учащимся нужно работать с реальными проблемными ситуациями. Образование — социальный процесс, и поэтому в процессе обучения естественным наукам преподаватель должен больше использовать новые технологии, в том числе дистанционного обучения, формировать группы, проектировать трансляцию знаний от учащегося к учащемуся. Наконец, десятый тренд — это мобильное образование, включая мобильные обучающие платформы, а также использование в обучении возможностей планшетов и даже смартфонов. Оценка знаний учащегося, развитие его понимания и аналитических навыков, запоминание — для всего этого можно использовать мобильные устройства. Учащийся-старшеклассник всегда может скачать какой-нибудь факультативный курс или отдельный урок и заниматься где угодно и когда угодно. Конечно, мобильное образование таит в себе определенные опасности, и его нужно очень аккуратно интегрировать в процесс обучения. Необходимо использовать только качественное программное обеспечение, учитывать то, что любое мобильное устройство — это еще громадный отвлекающий фактор…
Все перечисленные тренды — это не вопрос будущего, и не то, что внезапно снизойдет на нас сверху. Тренды — это уже существующие требования к преподавателю, который работает в современных реалиях. Конечно, не все преподаватели в нашей стране этим требованиям соответствуют. Но стремиться быть «в тренде» каждому — это веление времени. Сама жизнь приобщает нас к прогрессу.
Со своей стороны мы уже давно поняли, что с появлением интернета педагогические инновации переместились во Всемирную паутину. Как только появилось электронное обучение (e-learning) и через интернет стало возможным дистанционное обучение, мы поставили перед собой цель применить эти достижения цивилизации в своей практике. Для этого подключились к единой образовательной сети «Дневник. ру». И сразу вошли в число самых активных общеобразовательных учреждений «Дневник. ру». Благодаря активности учителей, учащихся и их родителей, в конце февраля 2012 года мы оказалась на 4-ом месте среди новых зарегистрированных  учреждений, а в конце марта 2012 года - на 2-ом. Лицей БГУ в аналогичной ситуации был третьим в октябре 2011 года. Наши учащиеся завели много своих групп на портале «Дневник.ру», в том числе группы «Беларусь», «Город Ивье», и активно пополняли их новыми материалами и фотографиями. В частности, мною на образовательном портале «Дневник. ру» создано 14 своих групп, в том числе 11 групп по математике: «Даем уроки математики», «Ах, эта математика», «Математика для самых маленьких», «Математика - 1, 2, 3, 4,…», «Математика - 5, 6, 7, 8,…», «Математика 9, 10, 11,…», «Математика вне урока», «Математика: олимпиадные задачи», «Алгебра», «Геометрия», «Тригонометрия». Каждая из них включает в себя форум, новости, файлы, стену, страницы с математическими материалами заявленной тематики. Так, например, в группу «Ах, эта математика» входят события «Математические карусели» и «Копилка знаменитых задач», форум по темам «Палиндромы», «Данетки», «Истории из жизни великих математиков», «Это интересно», «Анаграммы», «Задача так задача», новости (среди них десяток кроссвордов «Математика» и «Геометрия»). В этой же группе созданы 19 страниц («Афоризмы», «Случаи на уроке», «Математические парадоксы», «Математические фокусы», «Математика и литература», «Песни и стихи о математике», «Математические символы», «Король математиков», «Что может женщина-математик?», «Анекдоты и математика», «Отзывы о сетевых олимпиадах по математике», «Материалы научных конференций учащихся по математике», «Математика в стихах» и другие, на стене группы для учащихся ежедневно появлялась интересная математическая задача. К группам постоянно присоединяются новые участники из числа зарегистрированных пользователей единой образовательной сети «Дневник. ру». Все группы довольно многочисленны и открыты для сотрудничества со всеми пользователями единой образовательной сети «Дневник. ру». На страницы всех этих групп могут заходить учащиеся и учителя как гимназии № 1 г. Ивье, так и других школ, гимназий и лицеев республики и пользоваться помещенными там учебными и методическими материалами.
Учащиеся и педагоги имеют возможность в единой образовательной сети «Дневник. ру» постоянно  участвовать во многих интересных конкурсах. Лично я принял участие во Всероссийском конкурсе «Урок XXI века» на страницах «Дневник. ру». По его результатам награжден сертификатом Министерства образования и науки Российской Федерации за предоставленную работу на тему: «Электронное портфолио – перспективы использования в персональной деятельности. Рекомендации по содержанию» [1, с. 15-18]. По ходу конкурса оформил личное портфолио на своей странице в Дневник. ру в разделе Блог. Оно доступно для просмотра в интернете http://dnevnik.ru/user.aspx?user=1159735
И самое главное для учителей и руководителей образования – это то, что мы завели электронные классные журналы, которые непосредственно связаны  с электронными дневниками учащихся.
Мобильное приложение «Классный журнал» в Дневник.ру разработано для использования на мобильных устройствах с операционной системой Android и предназначено для осуществления оперативной работы по заполнению журналов успеваемости учителями образовательных учреждений.
Ежедневно выставляемая оценка учителем-предметником отражается одновременно и в электронных классных журналах, и в электронных дневниках учеников. При этом фиксируется средний балл по предмету, как по текущим оценкам, так и за каждую четверть и за учебный год. Родители могут видеть ежедневные успехи своего ребенка прямо на своем мобильном телефоне, а также заданные ему домашние задания и результаты их выполнения, расписание уроков и т.д. В Дневник.ру каждый зарегистрированный пользователь имеет свой блог.
В качестве дистанционного обучения учащихся следует рассматривать проведенную мной Ивьевскую международную интернет-олимпиаду по математике, в которой принимали участие учащиеся Беларуси, Российской Федерации и Казахстана. Условия и решения этой интернет-олимпиады можно найти в моей книге [3, с. 1-336].
В 2012 году мною реализованы два проекта «Сетевые открытые дистанционные олимпиады по математике для младших школьников» и «Сетевые открытые дистанционные олимпиады по математике для старших школьников». Мною подготовлены и размещены в интернете следующие документы: «Информация о проведении сетевых олимпиад», «Положение о сетевой открытой олимпиаде по математике СОМО – 4» , «Демонстрационная версия одного тура сетевой открытой математической олимпиады СОМО-4», «Положение о сетевой открытой олимпиаде по математике СОМО – 9», «Демонстрационная версия одного тура сетевой открытой математической олимпиады СОМО-9». Дополнительными возможностями проявить и развить свои способности к математике не преминули воспользоваться более 300 учащихся ряда гимназий, лицеев и школ республики, в том числе гимназий № 36, № 22, № 6 и СШ № 30 г. Минска, гимназии № 1 г. Ивье, гимназии № 1 и СШ № 3 г. Ошмяны, гимназий г. Щучина и г. Сморгони, гимназии № 3 и СШ № 8 г. Молодечно, гимназии №1 г. Пинска, гимназии агрогородка «Пограничный», Боровлянской и Смолевичской гимназий, Ивьевской СШ, Субботникской СШ, Бобровичской СШ, Бакштовской СШ, СШ г. п. Мир, СШ № 1 г. Солигорска, СШ № 7 г. Сморгони, гимназии № 1 и СШ № 2 и № 3 г. Свислочь, СШ № 3 и гимназии г. Крупки, гимназии № 1 г. Дятлово, Рожанковской СШ, Олекшицкой СШ, Новодворской СШ, Новоселковской СШ, Мурованоошмянской СШ, Остринской СШ, Верхменской СШ, Желудокской СШ, Массолянской СШ, Полонковской  СШ, Головичпольской СШ, Конюховского УПК-СШ, Кольчунской СШ, Луговослободской СШ и других. Каждый проект сетевых олимпиад по математике состоял из  трех туров для обеих возрастных групп. Каждый зарегистрированный участник в феврале, марте и апреле 2012 года получил условия задач  трех туров сетевых олимпиад по математике в обеих возрастных группах (СОМО-4 и СОМО-9), выполнил их и прислал на проверку. После этого участникам были сообщены правильные решения предлагавшихся задач и результаты их личного участия в проектах сетевых олимпиад. От самих участников получены положительные отзывы о проведенных открытых олимпиадах по математике. В частности, ученик ГУО «Боровлянская гимназия» Минского района Михаил Горенюк высказался так: «Для выполнения заданий требуется умение рассуждать и находить верное решение, а также пополнять знания по специальной литературе (алгоритм Евклида, принцип Дирихле). Хорошо, что показываются решения всех заданий. Эти ответы и решения помогают разобраться в своих ошибках, сравнить свои рассуждения с правильными».
В начале текущего учебного года для учащихся гимназии были организованы тренировочные диагностические тесты по математике на их домашних компьютерах, т. е. дистанционно. Гимназисты, поработав с диагностическими тестами, узнали свои пробелы в знаниях. В случае неверного выполнения теста указывался характер допущенной ошибки и что необходимо усвоить для ее устранения. Беспристрастная оценка деятельности каждого учащегося компьютером, зачастую первоначально не соответствующая желанной и итоговой оценке за предыдущий класс, побудила детей и их родителей искать пути добиться успеха. Многие учащиеся выполняли неоднократно варианты тестов до тех пор, пока не добились правильных ответов по всем задачам. Все это время информация об их работе непрерывно и в динамике поступала ко мне. В каждый момент я видел их достижения и затруднения, что позволяло комментировать ход работы учащихся. Через неделю были проведены со всеми учащимися диагностические входные тестовые работы по другим вариантам, но уже без компьютера. Результаты оказались обнадеживающими.
Самое главное, что учебный год начался с позитива. Сразу же был установлен контакт с детьми и их родителями. Продолжилось применение информационных технологий с использованием образовательных сервисов интернета как на уроках, так и во внеурочное время. С помощью компьютерных технологий осуществляется индивидуальный подход в обучении учащихся математике, планирование учебной деятельности на основе диагностики пробелов в знаниях учащихся и их достижений по преподаваемому предмету. Дистанционно организована служба поддержки учащихся по математике через интернет во внеурочное время: по каждой изучаемой теме предлагаю учащимся интерактивные материалы и по их просьбе даю консультации с помощью своего персонального сайта http://vivat2.okis.ru
Недавно провел в рамках методического объединения учителей математики открытое факультативное занятие «Проект «Теорема Птолемея для вписанного четырехугольника» в 11 классе. При подготовке проекта класс был поделен на группы. Каждая группа по электронной почте получила карточку-подсказку, где был указан материал, которым надо воспользоваться при своем доказательстве теоремы Птолемея. Таким образом, здесь также использовались элементы дистанционного обучения. В процессе выполнения заданий по проекту учащимся пришлось изучить много дополнительной информации, в том числе из Google. В результате учащиеся самостоятельно подготовили и на занятии успешно защитили семь разных доказательств теоремы Птолемея. При этом они  использовали свои мультимедийные презентации. А об этом занятии получены положительные отзывы от коллег и администрации гимназии.
Дистанционное обучение - одно из достижений современной цивилизации. Для проведения электронного и дистанционного обучения в интернете созданы замечательные платформы и программы. В своей работе, например, для создания и прохождения онлайн-тестов мы использовали такие сайты как http://master-test.net , «Настаўнік” и «Настаўнік-2”. Используем размещенную на сайте REPETITOR.TUT.BY http://parent.effor.by/ , запущенном по инициативе научно-технологической ассоциации "Инфопарк" и при поддержке белорусского портала TUT.BY, ОАО "Технобанк" и ИП "Велком", комплексную систему подготовки к сдаче тестов IQ (тестов на определение коэффициента интеллекта) для учащихся 4 – 11 классов. Участие в акции "Умное лето" на том же сайте REPETITOR.TUT.BY помогло многим учащимся 1 - 4 классов подтянуть свои знания, развить способности при помощи уникальной системы тренировочных тестов перед новым учебным годом.
Учащиеся 5 – 7 классов нашей гимназии охотно участвовали онлайн в Дистанционной олимпиаде по математике Школы точных наук факультета математики и информатики Гродненского государственного университета имени Янки Купалы www.edu.grsu.by/math. Они показали результаты, соответствующие лучшим областным.
В рамках Договора о совместной деятельности между факультетом прикладной математики и информатики Белорусского государственного университета и учреждением образования «Гимназия № 1 г. Ивье» мы ежегодно проводим дистанционные пробные тесты-экзамены по текстам БГУ по математике для абитуриентов.
Очень удобной представляется система дистанционного обучения на платформе https://moodle.org/ Результатом сотрудничества с Академией последипломного образования стало мое участие в подготовке республиканской дистанционной олимпиады по математике «Созвездие талантов» на этой платформе.
В конце 2012 года опытом своей работы «Внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс» поделился в ходе областного семинара «Оптимизация деятельности опорных учреждений образования по внедрению информационных технологий» в государственном учреждении образования «Гродненский областной институт развития образования».
В целях дальнейшего повышения мотивации учащихся к учебе, полагаю, следует чаще практиковать чат-занятия, веб-занятия, вебинары. Для этого активнее можно использовать сервис виртуальных конференций портала "Дневник.ру". Продуктивно решать вопросы электронного и дистанционного обучения нам помогают образовательный портал  http://interneturok.ru М.И.Лазарева, а также сайты http://urokimatematiki.ru/ , http://infourok.ru/ Игоря Жаборовского (г. Минск) и сайт http://videouroki.net/ Дмитрия Тарасова (г. Могилев).


Список использованных источников
 1. Кот, В. И. Электронный портфолио: перспективы использования в профессиональной деятельности / В. И. Кот // Народная асвета. – 2013. – № 1 – С. 15 – 18.
2. Кот, В. И. От учебно-исследовательской работы – к научно-исследовательской/ В. И Кот //От проектной и исследовательской деятельности учащихся – к научно-исследовательской работе: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., (Минск, 4-5 марта 2013 г.) (Электронный ресурс)/под ред. Т. А. Лопатик; М-во образования Респуб. Беларусь, ГУО «Акад. последиплом. образования», ОО «БА «Конкурс», БОО «Развивающее обучение». – Минск: АПО, Белорус. ассоц. «Конкурс», 2013 – C. 215 – 219.
3. Кот, В. И. Реши, если силен или Подружись с математикой / В. И. Кот. – Минск: Белорус. ассоц. «Конкурс», 2012. – 336 с.

1 комментарий:

  1. Хотел поделиться ссылкой http://janka-x.livejournal.com/, но тут или не работают или цензура.

    ОтветитьУдалить